Ли МакКуин ушел от нас 11 февраля этого года. Ему было всего 40. Ушел внезапно, неожиданно, хотя может ли смерть быть ожидаемой? Ушел в самом расцвете своих сил и на пике своего творчества. Я не знала его лично, но чувствую боль в Душе, будто потеряла друга. То, что я пишу, идет из глубины моего сердца. Я несколько дней пыталась найти слова, чтобы достойно проститься с Ли. И решила просто сесть и написать то, что я чувствую, и то, что я знаю об этом добром и ранимом человеке и гениальном дизайнере. Написать в виде письма. Надеюсь и верю, что многие люди присоединятся к моим чувствам и словам.

     

«Привет, Ли. Я надеюсь, ты позволишь называть тебя так, ведь это твое настоящее имя – Ли МакКуин. Взять имя Александр как псевдоним, а настоящее – Ли – оставить только для близких людей, посоветовала тебе Изабелла Блоу, твоя близкая подруга, наставник и муза. Муза, которую ты потерял в мае 2007. Она тяжело болела, и решила сама уйти из жизни, оставив в твоем сердце глубокую незаживающую рану.… Тогда ты справился с горем, и даже посвятил Изабелле свою фантастическую, сказочную коллекцию.
…Изабелла была для тебя лучшим другом, но самое главное место в твоей Душе навсегда было отдано самой дорогой и любимой женщине твоей жизни – твоей маме Джойс. Она умерла 2 февраля, и её смерть ты пережить не смог, слишком сильным был удар. Помнишь, в апреле 2004, твоя мама Джойс брала у тебя интервью для газеты The Guardian, и на вопрос: «Чего ты боишься в жизни больше всего?» ты ответил: «Умереть раньше тебя».
Знаешь, Ли, моя самая первая статья была о тебе. Самая первая, и я не забуду её никогда, я буду помнить это, как все мы помним что-то, произошедшее с нами впервые.
… Никогда не думала, что буду писать тебе прощальное письмо, поверь, писать его очень трудно для меня. Сложно выразить словами то, что я чувствую. Просто скажу тебе, что ты был и остаёшься для меня добрым, светлым, непонятым многими, хорошим человеком, и безгранично талантливым и неординарным дизайнером.
Как и многие люди, причастные и непричастные к миру моды, я буду помнить тебя. Поверь, многим тяжело в эти дни. Но уже ничего не вернуть, ты сделал свой последний выбор здесь, на Земле, и этот выбор был на тот самый тяжелый в твоей жизни момент правильным для тебя. Люди будут писать и говорить о тебе всякое, хорошее и плохое, искреннее и не очень.…Но никто не имеет права судить твой поступок. Бог тебя простит. Или уже простил. И я верю, что ты сейчас рядом с мамой, без которой ты не смог жить. И вместе вы счастливы.
Ли, я желаю тебе покоиться с миром, и дарю свою первую, посвященную тебе, статью.
Rest in Peace, Lee».

 

«Лондон.
Но не хмурый и дождливый, а фантастический и экстравагантный, модный и свободный …
Наверное, из-за того, что в Англии до сих пор так силен дух традиций и здравомыслия, именно здесь, как форма протеста, и рождаются безумные фантазии. Особенно ярко это выражается в мире моды. Уже много лет английская мода балансирует на острой грани между приличиями и дурным вкусом, зная, что именно эта острота притягательна. И именно из Лондона выходят в свет дизайнеры-бунтари со своими специфическими взглядами на мир. Самый молодой и яркий - это Александр МакКуин.

МакКуин - самая загадочная и непредсказуемая персона среди дизайнеров современности, нередко приводящая в состояние шока даже привыкший ко всему мир моды. Человек-загадка, настолько противоречивый и двойственный, что с первого взгляда и не понять, кто он. Ангел или демон. Гений или безумец. Во всяком случае, все его творения – на грани нормы и сумасшествия.
Он очень молод и безгранично талантлив, полон контрастов и безумных идей. В три года он уже рисовал на обоях куколок в бальных нарядах. Такое занятие вряд ли можно было назвать характерным для его семьи, живущей на рабочей окраине Лондона. "Неслыханное дело, чтобы в семье из восточного Лондона появился художник", - говорит МакКуин. «Вы же понимаете, никто не думал о моде как о профессии. У меня были совсем другие перспективы: электрик, машинист, таксист, как отец, брат и даже сестра».

Но судьба распорядилась иначе. В мужское ателье на Севил-роу набирали учеников, и именно там Александр начал свой путь в мир моды. Ему было 16 лет. Работая в мастерской на Севил-роу, он научился самому главному – конструкциям и крою, и овладел шестью методами художественного кроя от мелодраматического 16-го века до отточенной резкости его последних коллекций.

После Севил-роу МакКуин отправился в Милан, где работал для Ромео Джильи, которым всегда восхищался. Через год он вернулся в Лондон, чтобы получить степень магистра в школе искусств Святого Мартина. Его учеба в колледже проходила в атмосфере абсолютной свободы самовыражения, так как преподаватели колледжа усиленно поощряли полет творческой мысли у будущих дизайнеров. Несмотря на то, что Александр постоянно был «себе на уме», профессора сумели разглядеть в нем «неотшлифованный бриллиант». Кстати, они так и прозвали МакКуина за его яркий талант и харизму, и предсказали ему большое будущее. Стоит отметить, что Александр своим будущим решил заняться сам. Он очень грамотно организовал показ своей дипломной коллекции, и о нем заговорили как о крупнейшем скандалисте лондонского подиума. Этот “титул” он не собирался уступать никому. В авангардной моде он стал самым непредсказуемым. «В модном бизнесе нельзя добиться успеха, оставаясь в тени. Поэтому я выбираю эпатаж», - говорит МакКуин.

В 1996 году его признали лучшим дизайнером года. А в 1997 году пригласили возглавить "Живанши". Модный Дом «Живанши», наделенный шлейфом легендарной славы и благородным происхождением основателей, дал британскому портному билет первого класса в страну творчества. Он не пытался копировать стиль «Живанши», он выбрал единственно правильное, как показало будущее, решение - играть на контрасте стилей. Но в дальнейшем его отношения с французским Домом моды стали крайне напряженными. В 31 год он оставил «Живанши» и присоединился к «Гуччи Груп», чтобы по всему миру развивать свою собственную торговую марку. «Мой лейбл "Alexander McQueen" и его будущее невероятно важны для меня, и я верю, что наше совместное предприятие будет иметь большой успех» - говорит об этом сам МакКуин.

Свои завораживающие шоу он придумывает сам, от сценария и антуража до музыки и макияжа. Как человек талантливый, он талантлив во всех своих проявлениях. Ему, как человеку успешному, несвойственно останавливаться на достигнутом. Он находит новые объекты для творчества и самовыражения. Да, он бунтарь и любит эпатировать, но за его эпатажем скрывается живой человек со своим богатейшим внутренним миром и неординарным видением окружающего.

МакКуин тот, кто иногда может шокировать всех своими выходками, и в то же время он может мудро изречь: «Красота - в сердце смотрящего. Что толку пытаться быть красивой для всех? Все равно для кого-то вы будете выглядеть безобразно. А для кого-то будете воплощением прекрасного…Как я сам, например». Он живет на грани, хотя кто знает, где же эта грань между нормой и сумасшествием, правилом и его нарушением. Он просто видит мир по-иному, он живет в придуманном им королевстве. (июнь-авуст 2003)».

Вместо послесловия

За последние годы в жизни и творчестве Александра МакКуина произошло много событий. Он создал много потрясающих коллекций, отличающихся превосходным кроем и очень тщательно продуманными деталями. Каждый его показ был настоящим театральным шоу, никого не оставляющим равнодушным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ весенне-летней коллекции 2010 года, названный «Атлантида Платона» (Plato's Atlantis), стал одним из последних дефиле МакКуина. Он ушел из жизни за неделю до начала Недели высокой моды в Лондоне, где должен был пройти его показ. А в начале марта в Париже должен был состояться показ новой коллекции Александра.… На 11 февраля был запланирован показ в Нью-Йорке, который, разумеется, был отменен.

 

Последние годы у Александра часто была депрессия, которая началась после самоубийства его музы и близкого друга Изабеллы Блоу.

 

2 февраля 2010 года у Александра умерла мама, без которой он не мыслил своей жизни. Сбивчивые записи, которые он в последние дни перед смертью оставлял в "Твиттере", показывают, какую боль он испытывал…

 

Семья МакКуинов потеряла Джойс и Александра.

 

 

Мир моды потерял гениального дизайнера.

Хочу привести слова некоторых людей из мира моды, которые скорбят о нем.

 

«Он был потрясающим, просто удивительным. Невозможно передать, насколько опустошает мысль о том, что его больше нет. У нас много общих друзей и знакомых, работающих рядом со мной, и каждый, проходящий мимо, плачет сегодня – это очень грустно. Я буду скучать по нему и по той, красоте, которую он создавал».
Марк Джейкобс.

 

«Я искренне потрясен и расстроен этой трагической новостью, и мои мысли находятся с семьей Ли. Ли был одним из величайших британских дизайнеров и вдохновлял многих людей. Его уникального видения, шарма и добродушия будет искренне не хватать всем, кто его знал и имел честь соприкоснуться с его выдающимся талантом».
Кристофер Бейли, креативный директор Burberry.

 

«Маккуин - редкая фигура в современной индустрии. С одной стороны, самородок, поднявшийся на самый олимп. С другой - человек, который вовсе не искал успеха в англосаксонском смысле слова. Он оставался скандалистом и провокатором на фоне респектабельной красивости нулевых …»
Николай Усков, главный редактор журнала GQ.

 

"Такие таланты встречаются очень редко. Александр МакКуин, возможно, один из тех, кто появляется раз в 20-30 лет и реально меняет облик людей, особенно женщин".
Александра Шульман, редактор британского Vogue.

"Для нас всех - абсолютный шок. Могу сказать только одно: во-первых, 7 дней назад у него умерла мама, а для него мама была больше, чем мама, больше, чем друг, больше, чем партнер. Она была больше, чем жизнь для него".
«Александр МакКуин был человеком очень незаурядным. Очень замкнутый, не любящий активное социальное общение, невероятно стеснительный. Ненавидящий прессу! И мы дружили только потому, что мы дружили втроем с его очень близким другом - с Изабеллой Блоу. Она тоже умерла, тоже почти, так сказать, добровольно расставшись с жизнью полтора года назад. Самые любимые, самые близкие его как-то оставили. Думаю, это такой отчаянный акт одиночества".
«Мы потеряли одного из самых талантливых и великих дизайнеров в своем поколении. На показ Александра МакКуина пытались попасть те, кто его любил и не любил, разделял или не разделял его эстетику. Он восхищал абсолютно любого человека, который любит моду. И уход МакКуина — это как сломанная клавиша рояля: можно починить, но все уже будет не то".

Алена Долецкая, редактор российского Vogue.

 

Ли Александра МакКуина называли Королем английской моды.
Король умер.
И другого такого не будет.

 



[Комментарии CComment]